Воскресенье, 05.05.2024, 11:17
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт учителя русского языка и литературы Рахматулиной Мавлиды Ансаровны

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

тема самообразования

 "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы"

Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, они активно используются на уроках. Константин Дмитриевич Ушинский когда-то сказал «Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются». Значительную помощь в решении этой проблемы нам окажут компьютерные технологии.

Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является сегодня важной частью  школьного образования. Современные компьютерные технологии помогают расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.  
Цели моей работы:

1.      Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Что же привело учителя гуманитарных дисциплин в компьютерный  класс? Прежде всего, желание оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Электронные учебники, видеоуроки, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешной организации  учебного процесса. 
 Сегодня на уроках литературы  и русского языка я  все чаще использую  современные технологии, в том числе и компьютерные презентации, выполненные в программе PowerPoint. Цели, которые я ставлю, применяя презентации, бывают  разными. Основная функция презентации – служить наглядным материалом.   Компьютерные презентации пробуждают у обучающихся интерес к литературным произведениям, позволяют образно представить жизнь и личность писателя. Вторая функция презентации – информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты иногда вывожу  на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними.

Презентации предпочитаю использовать на уроках литературы, особенно на уроках, когда изучается жизнь и творчество писателя или поэта. Ученик заранее получает задание подготовить сообщение о жизни и творчестве писателя. В то время, когда он излагает материал, я показываю слайды презентации, а ученики составляют хронологическую таблицу. В старших классах работа несколько  усложняется: ученик готовит сообщение и презентацию. Такая работа способствует эффективному усвоению материала, активизирует самостоятельность учащихся.

Презентации использую и на уроках, когда изучаем какое-либо художественное  произведение. Учитывая сложность создания такой презентации, эту работу я выполняю сама или частично  использую опыт других учителей. Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объеме, но отдельные эпизоды  можно использовать. С помощью фильмов мы также совершаем заочные экскурсии в различные музеи-заповедники, где когда-то жили и творили великие писатели и поэты.

Такие экскурсии, во-первых,  расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка таких уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Михайловское, Тарханы,  Ясная Поляна, поэтому такие экскурсии заменяют настоящие.

В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза»,  «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и  Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.  Прослушивание  художественной литературы в электронном варианте выручает тогда, когда учащиеся не могут найти нужные произведения в библиотеках или просто им легче слушать, чем читать. Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

 Будучи активным пользователем Интернета, широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). Например, при изучении темы «Причастие» уместно был использованы тренажеры на обобщающем уроке. Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков по предмету, прививать любовь и интерес к языку и литературе. В нашей школе работает кабинетная система, кабинет русского языка и литературы оснащен компьютером, проектором,  в классе работает Интернет. То есть у меня есть все возможности, чтобы широко использовать ИКТ на своих уроках.

Чтобы идти в ногу со временем, постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения. Я не только пользователь Интернет-сайтов, я сама являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайте "Современный учительский портал".

Разработки уроков и мероприятий размещаю на своем персональном сайте «rahmatulina.ucoz.ru»  на странице «Каталог файлов»

Использование сети Интернет помогает при подготовке обучающихся к итоговой аттестации. В ходе подготовки к экзамену в 9 классе мы  с учениками  выполняли задания из Объединенного Банка Заданий (ОБЗ), что позволило успешно сдать ГИА по русскому языку. Все ученики справились с экзаменационными заданиями, а  качественная успеваемость составила 63%.

Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно именно  с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.

Сегодня мы можем утверждать,  что ученики  лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.

Просто необходимо, чтобы учитель – предметник умел

•        обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

•        создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

•        использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

•        применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

•        осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

•        организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

•        самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.

«Плюсы» использования ЦОР на уроках.

 Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами живописцев, услышать авторское прочтение стихов. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование ИКТ позволяет:

- обеспечить положительную мотивацию обучения;

- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

-повысить объем выполняемой работы;

- обеспечить индивидуализацию обучения.

- рационально организовать учебный процесс;

-обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

 - повысить  мотивацию обучения, активизировать самостоятельную  деятельность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz